Если четвероклассникам в конце учебного года задать вопрос "Как ты
представляешь себе твою жизнь в пятом классе?", ответы будут, конечно,
разные. Возникает вопрос: неужели, в самом деле, переход ребенка из начальной школы
в среднюю представляет собой проблему? Давайте разберемся вместе.
Как всем нам хорошо известно, обучение грамоте – одна из важнейших задач
начальной школы. Успешное усвоение ребенком навыков чтения и письма в
начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.
Но, как показывает статистика, от 7 до 10% российских младших
школьников испытывают трудности в овладении чтением и письмом...
Давайте остановимся на таком важном моменте, как общение. Если ребенок
умеет строить свое общение с одноклассниками, с учителем, он всегда
готов переспросить, если ему что-то непонятно, он умеет попросить о
помощи, он легко общается с людьми, многие проблемы у него в обучении
просто не возникнут. Вспоминается такой случай. Обратились ко мне по
поводу возбужденного состояния одного первоклассника. Он отвлекался на
уроках, постоянно был в каких-то бурных эмоциях, не мог сосредоточиться
на учебной задаче. Учитель и родители никак не могли понять, что с ним
происходит.
Когда нарядные взволнованные мамы, держа в одной руке букет цветов, а в
другой - ладошку своего шести-семилетнего чада, ведут его 1 сентября
первый раз в школу, все они надеются, что процесс познания станет для
него радостным и счастливым. Но, увы, порой эти надежды оборачиваются
горьким разочарованием. Вчерашний резвый малыш становится угрюмым и
раздражительным, и одно имя учительницы, призванной стать для него чуть
ли не второй мамой, вызывает растерянность и страх...
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, —
это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте
уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для
вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь
день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он
обязательно почувствует вашу поддержку...
Если вы почувствовали, что ваш школьник достаточно взрослый, чтобы
самостоятельно посещать школу, и вы планируете перестать его
сопровождать, не забудьте предварительно внушить ему ряд правил,
которые он должен неукоснительно исполнять. Слов «внушить» использовано
здесь не случайно: не просто сообщить однократно, но на протяжении
длительного времени напоминать, демонстрировать, закреплять в сознании.
Вот некоторые из правил, которые нужно знать школьнику...
Жил был маленький глупенький кораблик. Он все время стоял в гавани и
никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями,
как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где
сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много
знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом,
когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш
маленький кораблик стоял и лишь с грустью наблюдал за ними.
С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители,
чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне
понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более
высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими
психическими процессами, в том числе и вниманием...
Одинаково не правы как те родители, которые
предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые
устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
Как показывает практика родителей, отличным стимулом к изучению времени
становится возможность определить время начала любимой телепередачи или
мультфильма. Можно придумывать и другие стимулы и игры, связанные с
определением времени. Например, когда на часах будет 2 часа, вы съедите
мороженное или отправитесь на прогулку. В 7 часов вечера с работы
вернется папа, а в 8 надо будет выгулять собаку и т.п.
Ваш малыш в этом году идет в
школу? Значит, давно пора её выбрать и подать в нее документы.На что стоит обратить внимание, чтобы 9, а то и 11 лет учебы прошли для
вашего ребенка с минимальными потерями физического и психического здоровья?
Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей
впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма.
Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу -
значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых
и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти...
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, —
это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте
уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для
вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь
день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он
обязательно почувствует вашу поддержку...
В течение всего лета (и не только лета) неплохо бы периодически учить
наизусть стихи, особенно те, которые понравились самому школьнику,
например, о природе, о дружбе, басни и т.д. Можно сделать своеобразный
контроль за надежностью запоминания новой информации - спросить
стихотворение спустя 3 дня, 7, 14, 30 и т.д. Опять же ребенку будет
приятно думать, что знание большого числа стихов (и не только их) -
это еще один повод уважать самого себя, чувствовать себя еще немного
более эрудированным, культурным, похожим на "умных и важных взрослых".
Начало школьной жизни — серьёзное испытание для большинства детей,
приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа
жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к
повседневным обязанностям...
Как много сил при подготовке к
школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и,
конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое
главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые
сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать
учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и
ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности
ребенка к школе.